Внимание
Практически все обращения к нейропсихологу так или иначе содержат жалобу на то, что ребёнок невнимательный.
⠀
Могут быть и другие, но невнимательность в списке жалоб будет обязательно.
⠀
Это то, что действительно тревожит родителей, то, на что жалуются педагоги.
⠀
Этот вопрос волнует родителей детей самого разного возраста.
От самого маленького до старших подростков.
⠀
Да и взрослые на диагностику нередко приходят с запросом на снижение внимания и появившуюся рассеянность.
⠀
Поэтому эту неделю посвятим обсуждению темы внимания.
⠀
✅Какое бывает внимание и от чего оно зависит.
⠀
✅Какие нормы внимания.
⠀
✅Как улучшить внимание. И почему оно бывает снижено.
⠀
✅ Что мешает хорошему вниманию.
⠀
✅Всегда ли помогают "тренировки" внимания.
⠀
Подробно об одном из самых актуальных вопросов.
Почему внимание так важно, и почему оно волнует такое большое количество родителей и специалистов?
⠀
В чем особенность и уникальность внимания?
⠀
Дело в том, что внимание - это не отдельный и изолированный психический процесс. Оно не существует и никого не волнует по большому счету само по себе.
⠀
Внимание является психическим процессом универсальным. Который организует все остальные формы психического отражения и психические функции.
⠀
Без достаточного внимания не смогут быть адекватно реализованы память, мышление, восприятие, ощущения, даже воображение и эмоции.
⠀
Невозможно запомнить информацию, если внимание направлено совсем не на то, что требуется запомнить.
⠀
Внимание всегда включено в другие психические процессы и позволяет их актуализировать.
⠀
Внимание может как помочь реализовать деятельность на максимально возможном уровне. Но также его отсутствие может всю деятельность буквально развалить.
Учебная деятельность с разными "глупыми" ошибками тому яркий пример.
Когда ребенок "все знает и понимает, но очень невнимательный". Но стоит ему постараться и сосредоточить свое внимание, как всё удаётся.
⠀
Основная функция внимания - выделить из множества стимулов и воздействий только значимые в данной ситуации. А все остальные, побочные и незначимые, игнорировать, оттормаживать.
⠀
Другими словами, сосредоточиться на том, что говорит Марья Ивановна, и игнорировать, как болтают на задней парте, как шуршит тетрадь соседа или мяукает за окном кошка.
Из огромного потока стимулов и раздражителей необходимо выделить то немногое, что важно в данный момент. Именно это и будет удерживаться, запоминаться и т.д. А все остальное останется фоном и не войдёт в структуру памяти или мышления.
⠀
Другая функция - сохранить фокус на этом важном столько, сколько необходимо для достижения конкретной цели. То есть желательно весь урок слушать Марью Ивановну, а не 3 минуты.
⠀
Ну и третья функция - регулирующая деятельность.
Что слушать-то мы должны именно Марью Ивановну весь урок, а не анекдоты соседа по парте.
⠀
Но, если процессы внимания нарушены, то тут конечно возникают проблемы.
Среди значимых стимулов может оказаться вовсе не Марья Ивановна.
Мы обсудили, что у внимания есть определённые функции, задачи. Которые позволяют направить сознание на определённые объекты.
⠀
И когда у нас есть жалобы или симптомы нарушения внимания, нам важно понять, в каком конкретно звене дефицит.
Нельзя тренировать просто внимание.
⠀
У внимания есть свойства. Каждое из которых обеспечивает выполнение своих задач.
⠀
А вот формировать, тренировать, корректировать определённые свойства внимания уже можно, и понятно как это делать.
⠀
✅ Концентрация внимания.
Это степень сосредоточенности сознания именно на определённом объекте. Образуется фокус психической активности человека. Выделение того важного и значимого из всего поля стимулов.
⠀
✅ Интенсивность внимания. Данное свойство внимания будет определять эффективность восприятия, мышления, памяти и сознания в целом.
Интенсивность внимания будет связана с тем, на сколько сама деятельность трудна, и тем на сколько она для нас интересна. И тем, на сколько высока значимость данной деятельности для нас.
⠀
✅ Устойчивость внимания. Это способность длительное время поддерживать высокий уровень концентрации и интенсивности внимания.
Когда нет устойчивости появляется отвлекаемость.
⠀
Кроме того, важными свойствами внимания являются:
⠀
✅ Объем внимания. Сколько однородных стимулов может находиться в фокусе внимания.
⠀
✅ Распределение внимания. Это свойство позволяет одновременно выполнять несколько действий или задач, способность контролировать несколько объектов.
⠀
✅ Переключение внимания. Процесс сознательного, произвольного переключения внимания с одного объекта на другой. Не путать с отвлекаемостью. Когда такое переключение происходит без волевого усилия.
Почему же все-таки появляется дефицит внимания у ребёнка?
⠀
С чем он связан?
⠀
Это принципиально понимать, чтобы знать, что именно корректировать.
⠀
Нейропсихолог не корректирует симптом.
Нейропсихолог работает с нарушенным, дефицитарным звеном функции.
Если у машины лопнуло колесо, то машина поедет плохо, криво. Но машину чинить бессмысленно при этом. Надо починить колесо.
Тогда вся машина поедет ровно.
Вот также и с функцией.
⠀
Основных причин нарушения внимания несколько.
⠀
✅ Дефицит нейродинамики, истощаемость.
Для того, чтобы сосредоточиться, удержать фокус на чем-то, да еще длительно, не хватает энергии, активации. "Слабая батарейка". Которой при умственной работе хватает не на положенные 45 минут, а хорошо, если на 10. Ребёнок очень хочет, и даже старается. Но не может.
⠀
✅ Дефицит функции контроля, саморегуляции. Снижен волевой компонент деятельности. Чтобы удержать произвольное внимание не хватает самой произвольности.
⠀
✅ Дефицит функции фронто-таламического взаимодействия. Это что-то среднее между первым и вторым.
Таламус у нас выполняет роль "фильтра", который "выносит за скобки" все второстепенные стимулы и позволяет выделить и сосредоточиться на главном. Но при этом дефиците такой фильтрации не происходит. "Главным" стимулом может стать в моменте что угодно: муха на потолке, ворона за окном, шебуршащий сосед. У ребенка не работает "фильтр" и он своим вниманием обращен - везде. Иногда в этот список будет попадать и учитель, тетрадь и тд.
⠀
✅ Нарушение обработки сенсорной информации и активные примитивные рефлексы. Будет ситуация, что постоянно что-то мешает. И просто не дает сосредоточиться.
⠀
✅ Общемозговой синдром. Серьезная и очень частая причина. Когда в организме ребёнка имеются системные нарушения. И его клетки просто не в состоянии наладить адекватную связь, или будет выражен процесс торможения.
⠀
В любом случае, ребёнок с симптомом "дефицит внимания" нуждается в адекватной диагностике.
⠀
Чтобы понять, какой компонент, какое свойство внимания нарушено.
После чего будет ясно, как такой дефицит корректировать.
Итак, мы уже знаем, что внимание есть всегда. Но оно бывает произвольным, непроизвольным и послепроизвольным. У так называемых невнимательных детей проблемы в основном в произвольном компоненте, когда непроизвольное внимание значительно преобладает над произвольным.
Кроме того, у внимания есть разные свойства. Свойства внимания - это те грани внимания, над которыми можно работать, их можно тренировать и улучшать.
Помимо медицинской помощи при необходимости и нейропсихологической коррекции ребёнок с дефицитом внимания должен быть встроен в ежедневный коррекционный процесс, в котором его дефициты будут постоянно нагружаться прицельными задачами. Для этого подходят различные спортивные, занятия, кружки, активности. Но это не любые, а те, которые будут отвечать конкретным целям.
На что можно ориентироваться, когда необходимо проработать те или иные свойства внимания у ребенка с дефицитом данной функции:
✅ Развитию концентрации внимания способствуют:
◽Стрельба в тире
◽ Жонглирование
◽Занятия на балансирах
◽ Медитация
◽ Майндфулнесс
◽ Слэелайн
◽Пособия - лабиринты
◽ Развитие концентрации начинается в младенчестве, когда мама разговаривает с малышом и он начинает прислушиваться.
◽ Компьютерные игры, в которых надо удерживать внимание на герое и обходить препятствия: динозаврик, гонки.
◽Бадминтон
◽Теннис, настольный теннис
✅Для развития устойчивости внимания крайне важна нейродинамика психической деятельности и работоспособность. При сниженной нейродинамике страдать будет именно устойчивость. Поэтому, чтобы внимание было устойчивым, важно:
◽следить за состоянием организма
◽чередовать нагрузку умственная/физическая◽регулярные аэробные упражнения
◽достаточное поступление кислорода, ежедневные прогулки
◽режим питания без длительных перерывов
◽режим сна
◽из пособий для тренировки можно использовать корректурные пробы
✅Распределение внимания тренируется с помощью игр:
◽Настольные игры стратегии
◽Найди различия
◽Скалолазание
◽Шахматы
◽Командные виды спорта
◽Фортепиано, орган и другие музыкальные инструменты
◽Танцы
◽Капоэйра
✅Для развития функции переключения внимания будет полезно:
◽Съедобное- не съедобное
◽Море волнуется раз...
◽Ритм и вызов
◽Классики
◽Резиночки
◽Складывание мозайки по образцу
◽Паркур
◽Рисование
⠀
По этой кнопке можно попасть в свой личный кабинет на геткурс,
если помните пароль).
Позвонить ассистенту
Написать ассистенту
Адрес
Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной , д. 12.
БЦ "Разумихин" офис 1118
авторизуйтесь